Традиционные Международные Рождественские
образовательные чтения стали в нашей стране значимым общекультурным событием
года, активное участие в котором, помимо Московской Патриархии, принимают
Российская Академия наук, Российская Академия образования, Министерство
Образования и Науки Российской Федерации, МГУ им. М.В.Ломоносова и другие
ведущие центры науки и образования. В этом году, впервые за 16-летнюю
историю чтений, в их работе в рамках направления “Христианство и наука”
участвовал психологический факультет МГУ, присоединившийся, тем самым,
к другим академическим участникам чтений (Физическому факультету МГУ,
Экологическому факультету МГУ, РУДН, Объединенному институту Физики Земли
РАН и др.). Проведение чтений на Психологическом факультете – закономерный
и давно назревший шаг. Ведь именно здесь в самом начале 90-х гг. были
организованы семинары по Христианской психологии, получившие широкий резонанс
и привлекшие к совместной работе по поискам основ Христианской психологии
не только психологов, но и философов, богословов, литературоведов, биологов
и историков. Следствием работы семинаров стало создание научно-исследовательского
коллектива, который в 1995 году выпустил первое в России учебное пособие
по Христианской психологии (Начала Христианской психологии. М.: Наука,
1995. ред. Б.С.Братусь, отв. ред. С.Л.Соловьев). 31 января были заслушаны и обсуждены следующие доклады: Следующий день, 1 февраля, начался с доклада Т.П. Гавриловой
Греховные состояния человека с психологической точки зрения. Затем состоялся
Круглый стол Христианская психология в системе современного психологического
сознания, в котором приняли участие В ходе работы Круглого стола был дан критический анализ современного состояния Христианской психологии, подведены основные итоги работы секции, определены перспективы отрасли и возможные формы объединения христианских психологов, поставлены задачи дальнейшей современной работы. Материалы чтений 31 января (10-15.30 ч.). Первый день чтений. Фоторепортаж Количество участников - 143 Фонограммы докладов: До перерыва Б.С. Братусь. Вступительное слово (3,5Мб) Л.Ф. Шеховцова. Проблемы души и духа в богословии и психологии (4Мб) А.В. Шувалов. Психологическое здоровье в свете христианства (5Мб) С.А. Герасимов. Совесть как феномен духа (6,2Мб) прот. Евгений Левченко. Методологические основы построения православной психологии как науки (4,2Мб) После перерыва Ф.Е. Василюк. Вводное слово к докладу С.С.Хоружего (1Мб) С.С. Хоружий. Религиозный опыт с позиций синергийной антропологии (20,5Мб) Б.С.Братусь. Заключительное слово (2Мб) Братусь Б.С. Заключительное слово в конце первого дня секции
1 февраля (10-15 ч.). Второй день чтений. Фоторепортаж Пленарные доклады. Фонограммы докладов: Т.П.Гаврилова. Греховные состояния человека с психологической точки зрения (7,3Мб) Круглый стол. Фонограммы выступлений: Б.С.Братусь. Вступительное слово (2,4Мб) прот. Илья Дорогойченко (3,6Мб) Маргарита Туаева (Беслан) (3,1Мб) игумен Марк (Свято-Пафнутьев Боровский монастырь) (2,1Мб) о. Андрей Лоргус (декан ф-та психологии РПУ Иоанна Богослова) (2,9Мб) Б.С.Братусь. Заключительное слово (6,3Мб) "Психология - это не наука, это пространство
наших встреч" Б.С.Братусь. Заключительное слово на секции
Коротко: Председательствовавший на секции зав. кафедрой Общей психологии МГУ, доктор психологических наук проф. Братусь Б.С. связал вопрос о правомерности самого понятия христианской психологии с наличием не столько институции, сколько научной школы и серьезных работ по данной теме. Сама необходимость в разработке духовно ориентированных подходов вытекает, по его мнению, из кризиса представления о науке, как о чем-то объективном. Невозможность “вынуть” личность из процесса исследования с неизбежностью ставит на первое место вопрос ее исследования в антропологической системе координат (В.И.Слободчиков). В строгих рамках ушедшей парадигмы христианская психология наукой не является уже в силу наличия прилагательного “христианская”. В отличие от психики, душа не допускает объективного анализа. Однако, христианская психология может быть наукой в силу того, что переходит ныне, вместе со всем научным знанием, в другие парадигмы и измерения. Для объективности и соответствия человеку психология должна сегодня выйти за свои границы и найти способы соотношений и коммуникации между личностным и безличностным. Предлагается говорить о двух измерениях каждого факта и события, вертикальном и горизонтальном. Причем, если горизонтальное отражает объективный смысл события, то вертикальное – его сакральный смысл, и одно без другого не существует. Предметом христианской психологии является, по мнению Б.С.Братуся, психика как инструмент спасения. Но в равной мере мы должны сегодня говорить и о спасении психологии как науки. Наука уже не подарок человечеству, ей необходимы нравственные основы. Наука изучает человека, как он есть, а как он есть это очень мало. Самая главная ценность не в том, что есть, а в том, к чему он устремлен, и это составляет главную ценность и старика и младенца. |
Психология теряет статус науки и приобретает статус кулинарии - участники Рождественских чтений